Если речь идет об автомобилях, термин трактуется несколько шире. Здесь он обозначает как вещество, ускоряющее реакцию, так и составную часть выхлопной системы транспортного средства, в которой это вещество находится. Автомобильный катализатор также называется каталитическим нейтрализатором, конвертером или катколлектором.
Назначение
Катализатор предназначен для нейтрализации вредных веществ, образующихся при сгорании топлива и выводящихся через выхлопную систему транспортного средства с бензиновым или дизельным двигателем. Внутри этого устройства располагаются соты, покрытые напылением-катализатором. Проходя через соты, вредные вещества выхлопных газов участвуют в химической реакции, превращаясь в безвредные.
Среднестатистического автомобилиста волнует не столько снижение выхлопа вредных веществ в атмосферу и вопросы экологии, сколько успешное прохождение технического осмотра транспортного средства. С его точки зрения, назначение конвертера – понижение выброса до норм Евро-5, Евро-6 или другого стандарта, учитывающегося при прохождении ТО.
Виды
В автомобилях с бензиновыми ДВС чаще используются каталитические конвертеры с описанной выше сотовой конструкцией, изготавливающейся из керамики. Также применяются металлические, химические и магнитн-стрикционные катколлекторы. Нейтрализаторы различаются по типу каталитически активного материала, в роли которого могут выступать:
- «Благородные» металлы: палладий, платина, родий.
- Оксид церия CeO2.
- Оксид алюминия Al2O3.
Керамические картриджи более хрупкие, чем металлические. Боятся они не только механических воздействий, но и переизбытка влаги, и низкого качества топлива. Металлические стоят дороже, но отличаются большей надежностью и долговечностью.
У дизельных двигателей своя специфика. Один из вредных продуктов неполного сгорания солярки – сажа, не нейтрализующаяся конвертером. Поэтому в дизельных авто для дополнительной очистки применяется сажевый фильтр. Он может быть независимым устройством, но широко применяются и конструкции, в которых «сажевик» объединен с конвертером в одном корпусе.
Особенности автомобильных катализаторов:
- Степень очистки исправного конвертера доходит до 98%.
- Современные катколлекторы все чаще оснащаются лямбда-зондами и другими датчиками и подключаются к бортовому компьютеру автомобиля.
- Одни из основных причин быстрого износа катализатора – неисправность ДВС и низкое качество топливовоздушной смеси.
- Обязательное наличие катализатора входит в требования техрегламента Таможенного союза (пункт 9.10) и предусматривается постановлением российского правительства № 413. В обоих нормативных документах оно «прячется» под запретом внесения изменений в систему выпуска.
- Редкий катализатор «прокатится» больше 120 тысяч км. Время «жизни» керамических сот сокращает не только некачественное топливо, но и частая езда по бездорожью.
МЫ ПОКУПАЕМ КАТАЛИЗАТОРЫ
- Керамические катализаторы Цена до 100 000 р./кг
- Металлические катализаторы Иномарки - 11000* р./кг
РФ - 3700* р./кг - Сажевые фильтры Цена до 7000 р./кг
Пункт приёма